УМК Информационная безопасность 2-11. Электронное приложение 5-6
Правила безопасного Интернета
Безопасное поведение в сети Интернет
Кибербезопасность
Правовые основы информационной безопасности
5-6 классы
Безопасное поведение в сети Интернет
Открытое электронное приложение к учебнику 5-6 для педагогов и родителей.
Дополнительно (готовится к изданию)
Учебное пособие Я-блогер. Медиаобразование через медиатворчество 5-9
Часть 1. Что нужно знать? Пространство Интернета на планете Земля

Введение. Задание В2. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите
в группе, какую опасность здоровью может нанести неразумное увлечение общением в сети Интернет — лайкомания. Лаборатория Касперского. Мультфильм «Приключения робота Каспера — Лайкомания».
Безопасность в Интернете для детей

Задание 1.1. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите
в группе, какие угрозы таит
в себе Интернет.
Где находится Интернет?

Задание 1.2. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите их в группе и ответьте
на вопрос: где находится Интернет?
Телеканал «Карусель». Видеоурок «Почемучка. Где находится
Интернет?».

Задание 1.5. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите
в группе, как пользоваться программой-браузером.
Телеканал «Карусель». Видеоурок «Почемучка. Что такое веб-браузер?»


Задание 1.6. Выполните поиск сайта телеканала «Карусель» с помощью поисковой системы Яндекс. Используйте уточнённый запрос, например, состоящий из слов «канал карусель видео». Вы увидите, что первая же ссылка по результатам поиска покажет раздел «Видео» на сайте телеканала «Карусель».


Задание 1.7. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, что такое поисковая система.
Телеканал «Карусель».
Видеоурок «Почемучка. Поисковая система».

Задание 1.8. Ознакомьтесь с сайтом «Культура.РФ». Обсудите в группе, какие разделы вы находите наиболее интересными для себя, что понравилось больше всего
ВКонтакте для детей

Задание 1.9. Социальная сеть «ВКонтакте» для детей. Ознакомьтесь с детскими социальными сетями.
https://vk.com/tvkarusel
https://vk.com/rgdbru
https://vk.com/fixiki
https://vk.com/detifm
https://vk.com/luntik
https://vk.com/smeshariki

Задание 1.10. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе различные способы выхода в Интернет.
Сайт телеканала «Карусель». Видеоурок «Почемучка. Способы выхода в Интернет».


Задание 1.11. На сайте Большой Российской энциклопедии перейдите в раздел «Россия» и ознакомьтесь с рубриками раздела.

Задание 1.12. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, что означает понятие «информация».
Сайт телеканала «Карусель». Видеоурок «Почемучка. Информация».


Задание 1.13. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Ответьте на вопросы: 1) Что такое компьютерный вирус? 2) Чем он опасен для компьютера? Сайт телеканала «Карусель». Видеоурок «Почемучка. Вирусы».


Защита детей в Интернете

Задание 1.14. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите действия героя в ситуации кибербуллинга и фишинга. Лаборатория Касперского. Дети

Задание 1.15. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Составьте личную памятку безопасности при работе в Интернете.
Сайт телеканала «Карусель».
Видеоурок «Почемучка. Безопасность при работе в Интернете».

Задание 1.16. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Ответьте на вопрос: что такое персональные данные? Видеоуроки на портале «Лига безопасного Интернета»: «Защита. персональных данных детей».

Задание 1.17. Пройдите электронный тест «Что ты знаешь о персональных данных?».
Сайт «Персональные данные. Дети».

Конфиденциальность

Задание 1.18. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, что такое конфиденциальность и зачем её соблюдать в Интернете. Какие угрозы подстерегают в сетевых играх?
Лаборатория Касперского. Дети. Мультфильмы:


Задание 1.19. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Ответьте на вопрос: какие правила поведения нужно использовать в сообщениях на мобильном телефоне или по электронной почте?
Урок Цифры. СБЕР. Вклад в будущее. Видеоуроки «Цифровой ликбез». Видеоролик «Цифровой этикет».


Задание 1.20. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, какие правила нужно соблюдать при общении в Интернете, чтобы не навредить себе. Лаборатория Касперского. Дети.
Мультфильм «Приключения робота Каспера — Овершеринг. Вред репутации».

Задание 1.21. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, что такое позитивный контент. Лига безопасного Интернета. Видеоролик «Безопасный Интернет».


Задание 1.22. Ознакомьтесь с разделами интернет-браузера «Гогуль: Играй, Гуляй, Общайся, Учись».

Задание 1.23. Проведите путешествие по ресурсам сайта «ВебЛандия». Обсудите в группе, какие из представленных разделов сайта помогут вам в развитии творчества.


Задание 1.24. Виртуальный Русский музей. Ознакомьтесь с виртуальными экскурсиями.

Задание 1.25. Ознакомьтесь с помощью онлайн-панорамы с залами электронной коллекции Третьяковской галереи.

Задание 1.26. Выберите тематику и посетите электронную экспозицию Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.


Задание 1.27. Выберите виртуальное путешествие по Эрмитажу.

Задание 1.29. Перейдите в раздел «Онлайн», где предложен проект «Виртуальный музей детям». На странице этого проекта можно пройти по залам музея с помощью 3D тура, а также проверить свои знания по истории Великой Отечественной Войны в онлайн тренажере «Колесо истории» по 10 тематическим сериям. На сайте музея в разделе Проекты можно перейти в проект аудиогидов, где предлагается прослушать аудиоэкскурсии, созданные школьниками Москвы для шести диорам музея.
Часть 2. Что нужно уметь? Правила для пользователей сети Интернет

Задание 2.1. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе действия героя, который столкнулся с вымогательством денег через сообщения мнимого друга.
Лаборатория Касперского. Дети. Мультфильм «Приключения робота Каспера — Друг Вовка».

Задание 2.1. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Как настроить конфиденциальность на своей страничке?
Лаборатория Касперского.
Мультфильм «Приключения робота Каспера — Приватность аккаунтов»

Задание 2.2. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Составьте свою памятку с основными правилами использования электронной почты.
Телеканал «Карусель». Видеоурок «Почемучка. Электронная почта».

Задание 2.3. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, какие методы вымогательства денег могут использовать злоумышленники для рассылок на ваш адрес. Лаборатория Касперского. Дети. Мультфильм «Приключения робота Каспера — Сообщения со взломанных аккаунтов».


Задание 2.4. Ознакомьтесь с системой помощи по работе с видеозаписями в социальной сети «ВКонтакте».

Задание 2.5. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, как в компьютерных видеоиграх может быть встроено вымогательство денег. Лаборатория Касперского. Дети. Мультфильм «Приключения робота Каспера — Покупки в играх».


Задание 2.7. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, кто такие «тролли» в Интернете и как с ними бороться, как защититься от нежелательных обращений.
Лаборатория Касперского. Дети. Видеоролик «Осторожней в Интернете! — Тролли».

Задание 2.8. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе пути распространения вирусов в Интернете и методы борьбы с ними. Лаборатория Касперского. Дети. Видеоролик «Вирус».

Задание 2.9. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, какие бывают виды сетевого мошенничества. Лаборатория Касперского. Дети. Мультфильм «Приключения робота Каспера — Мошенничество в Интернете».

Задание 2.10. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе следующие вопросы.
1) Какая опасность может скрываться на сайтах?
2) Какие траты денег могут незаметно, но настойчиво предлагаться?
Лаборатория Касперского. Дети. Мультфильм «Приключения робота Каспера — Опасности на надёжных сайтах».

Задание 2.11. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе следующие вопросы.
1) Что недопустимо при общении в социальной сети с незнакомцами?
2) Можно ли полностью доверять информации, которую размещают на своих страничках участники социальной сети?
3) Можно ли соглашаться на встречу в реальном мире с незнакомцами из социальной сети?
Лаборатория Касперского. Дети. Видеоролик «Осторожней в Интернете! — Профили».

Задание 2.12.
Лаборатория Касперского. Дети. Видеоролик «Приключения робота Каспера — Овершеринг. Вред репутации».

Задание 2.13. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Составьте памятку поведения в социальных сетях на тему информационной безопасности.
Сайт телеканала «Карусель». Видеоурок «Почемучка. Как вести себя в социальных сетях?».

Задание 2.14 Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, что такое пиратские сайты и почему они так называются.
Лаборатория Касперского. Дети. Мультфильм «Приключения робота Каспера — Пиратские сайты».

Задание 2.15. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, что такое ложная информация и как её распознать.
Лаборатория Касперского. Дети. Мультфильм «Приключения робота Каспера — Ложная информация».

Задание 2.16. Видеоурок «Учимся отличать фальшивые новости от настоящих». Ознакомьтесь с обучающим видео «Учимся отличать фальшивые новости от настоящих» из серии «Угрозы в интернете» телеканала «Карусель». По каким признакам можно отличить достоверную информацию от недостоверной?


Задание 2.17. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, как общество защищает детей в Интернете.
Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете.

Задание 2.17. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, как общество защищает детей в Интернете.
Защита персональных данных. Детская безопасность в Интернете..

Задание 2.18. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, какие угрозы подстерегают вас при общении с незнакомцами.
Лаборатория Касперского. Дети.
Мультфильм «Приключения робота Каспера — Опасность встречи в реале».

Задание 2.18. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, какие угрозы подстерегают вас при общении с незнакомцами. Лаборатория Касперского. Дети. Мультфильм «Приключения робота Каспера — Никогда не разговаривайте с неизвестными».


Задание 2.19. Ознакомьтесь с сайтом «Пространство безопасности. Школа первой помощи». Раздел «Телефоны первой помощи». Составьте памятку по основным сведениям, которые вы должны сообщить при вызове экстренных служб.

Задание 2.20. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе правила подборки паролей.
Лаборатория Касперского. Дети. Мультфильм «Приключения робота Каспера — Пароли».

Дополнительное задание. Хранить пароли желательно в записной книжке, которая доступна только вам, или в специальных программах, например в менеджере паролей Яндекс Браузера

Задание 2.21. Российская государственная детская библиотека. Раздел «Национальная электронная детская библиотека».


Задание 2.22. Проект «Культура.РФ — детям» — это всё, что поможет интересно и с пользой проводить свободное время: фильмы, лекции, книги, рассказы о писателях и интересные тесты. Подберите книги из раздела «Аудиокниги для школьников по произведениям русских классиков». Для удобства школьников и родителей все произведения разделены по классам.

Задание 2.23. Научитесь пользоваться электронным каталогом библиотеки, выбирать книги для чтения
Детская электронная библиотека.

Задание 2.24. Современные сайты оснащены возможностями для работы людей с особыми потребностями, слабовидящих и слабослышащих. Ознакомьтесь с сайтом Всероссийского общества слепых

Задание 2.25. Для поддержки людей с ограниченными возможностями по зрению создан социально-информационный проект Nvda. Ознакомьтесь с разделом Web-радио на сайте проекта.
Контрольные задания ко 2 части

Задание 1.1.
Пройдите тесты на сайте Kids.SafeMedia Лаборатории Касперского


Задание 1.2. Пройдите тесты на сайте Kids.SafeMedia Лаборатории Касперского


Задание 1.3. Пройдите тесты на сайте Kids.SafeMedia Лаборатории Касперского


Задание 2. Творческая работа. Выполните самостоятельно в семье задание «Реставрация старых фотографий» с помощью технологий компьютерного зрения на Mail.ru. Верните к жизни архивные снимки вашей семьи, воинов и тружеников Великой Отечественной войны. Загрузите фотографию и нейросеть восстановит её. Вы получите снимок в хорошем качестве. Фотографию воина можно разместить в галерее «Бессмертного полка», распечатать для празднования Дня Победы 9 Мая.
Дополнительные задания

Задание 1. Ознакомьтесь с сериалом «Мама, я буду блогером!» (Лаборатория Касперского) — серией руководств по безопасности в онлайн-среде.

Задание 2. Ознакомьтесь со статьей Натальи Ключевской «Стоп, контент: новые обязанности владельцев соцсетей и права пользователей»

Задание 3. Ознакомьтесь с проектом «Облако знаний», образовательной платформой для учащихся школ, лицеев, гимназий, их преподавателей и репетиторов.

Задание 4. Ознакомьтесь с пособием Азбука информационной безопасности

Задание 5. Ознакомьтесь с проектами для детей Альянса по защите детей в цифровой среде

Задание 6. Как погрузиться в процесс медиатворчества? Ознакомьтесь с материалами портала Призма Московского городского педагогического университета. Обсудите в группе, что такое позитивный контент. Зачем нужна культура медиапотребления?

Задание 7. Медиаобразование через медиатворчество. Ознакомьтесь с видео «Кино в большом городе: как съемки фильмов спасают поколение». Почему сегодня так важно медиатворчество?

Ззадание 8. Ознакомьтесь с электронными ресурсами к пособию "Я-блогер. Медиаобразование через медиатворчество 5-9".
Конкурсы

Конкурс Информационная безопасность 21 век. Вместе с педагогом примите участие в номинации «Безопасное поведение в сети Интернет» 5-6 ежегодного конкурса (проводится с октябрь по апрель)


Обучающий конкурс-кейс «Я - блогер. Медиаобразование через медиатворчество» (ежегодный, проводится с октябрь по апрель). Ознакомьтесь сположением и примите участие в конкурсе.

Сетевой центр медиатворчества. Календарь конкурсов различных уровней для детей и пеагогов и их дедлайнов по медианаправлению. Постоянно актуализируется.