УМК Информационная безопасность 2-11. Электронное приложение 5-6
Правила безопасного Интернета
Безопасное поведение в сети Интернет
Кибербезопасность
Правовые основы информационной безопасности
5-6 классы
Безопасное поведение в сети Интернет
Открытое электронное приложение для учебников 5-6 для педагогов и родителей.
Дополнительно (готовится к изданию) Я-блогер. Медиаобразование через медиатворчество 5-9
Часть 1. Что нужно знать? Пространство Интернета на планете Земля

Введение. Задание В2. Сайт «Защита детей. Лаборатория Касперского». Мультфильм «Приключения робота Каспера — Лайкомания». Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, какую опасность здоровью может нанести неразумное увлечение общением в сети Интернет — лайкомания.

Задание 1.1. Безопасный Интернет для детей. Обсудите в группе, какие угрозы таит в себе Интернет. Видеоролик «Угрозы Интернета для детей».
Видеоролик «Мировой опыт защиты детей в Интернете».
Безопасность при работе в Интернете

Задание 1.2. Видеоролик «Почемучка. Безопасность при работе в Интернете». Ознакомьтесь с видеоматериалами с cайта телеканала «Карусель». Обсудите их в группе и ответьте на Какие правила безопасности надо соблюдать при работе в Интернете? Интернет?

Задание 1.4. Видеоурок «Почемучка. Что такое веб-браузер?» Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, как пользоваться программой-браузером.


Задание 1.6. Поиск информации. Выполните поиск сайта телеканала «Карусель» с помощью поисковой системы Яндекс.


Задание 1.7. Видеоурок «Видеоурок «Почемучка. Поисковая система».  Ознакомьтесь с видеоматериалами с cайта телеканала «Карусель». Обсудите в группе, что такое поисковая система.

Задание 1.8. Ознакомьтесь с материалами Портала «Культура.РФ». Обсудите в группе, какие разделы вы находите наиболее интересными для себя, что понравилось больше всего.
ВКонтакте для детей

Задание 1.9. Социальная сеть ВКонтакте для детей. Ознакомьтесь с детскими социальными сетями
https://vk.com/tvkarusel
https://vk.com/rgdbru
https://vk.com/fixiki
https://vk.com/detifm
https://vk.com/luntik
https://vk.com/smeshariki

Задание 1.10. Видеоурок «Почемучка. Способы выхода в Интернет». Ознакомьтесь с видеоматериалами телеканала «Карусель». Обсудите в группе различные способы выхода в Интернет.


Задание 1.11. Официальные источники ифнормации. На сайте Большой Российской энциклопедии ознакомьтесь с рубриками Портала. Почему мы можем доверять информации, представленной здесь?

Задание 1.12.  Видеоурок Что такое фишинг, и как не попасться. Обучающее видео из серии «Угрозы в интернете». Обучающее видео из серии «Угрозы в интернете». Ознакомьтесь с видеоматериалами телеканала «Карусель». Обсудите в группе что такое фишинг и как не попасться на «удочку» мошенников?

Задание 1.13. Видеоурок «Почемучка. Вирусы». Ознакомьтесь с видеоуроком телеканала «Карусель».  Ответьте на вопросы: что такое компьютерный вирус? Чем он опасен для компьютера?



Защита детей в Интернете

Задание 1.14. Защита детей в Интернете. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите действия героя в ситуации кибербуллинга и фишинга. Сайт «Защита детей. Лаборатория Касперского».

Задание 1.15. Видеоурок «Почемучка. Безопасность при работе в Интернете». Ознакомьтесь с видеоматериалами. Составьте личную памятку безопасности при работе в Интернете. Сайт телеканала «Карусель».

Задание 1.16. Персональные данные. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Ответьте на вопрос: что такое персональные данные? Видеоуроки на портале «Лига безопасного Интернета».
Выберите видеоролик: «Персональные данные».

Задание 1.17. Сайт «Персональные данные. Дети». Ознакомьтесь с материалами сайта. Пройдите электронный тест «Что ты знаешь о персональных данных» в разделе Тесты.

Конфиденциальность

Задание 1.18. Конфиденциальность. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, что такое конфиденциальность и зачем её соблюдать в Интернете. Какие угрозы подстерегают в сетевых играх?

Задание 1.19. Урок Цифры Сбербанк. Видеоуроки «Цифровой ликбез»
Видеоролик Цифровой этикет. Ответьте на вопрос: какие правила
поведения нужно использовать в сообщениях на мобильном телефоне
или по электронной почте?


Задание 1.20.  Видеоурок «Приключения робота Каспера — Овершеринг. Вред
репутации». Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, какие правила
нужно соблюдать при общении в Интернете, чтобы не навредить себе.
Сайт «Защита детей. Лаборатория Касперского».

Задание 1.21. Безопасный Интернет. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, что такое позитивный контент. Лига безопасного интернета. Видеоролик «Урок 10. Безопасный Интернет»


Задание 1.22. Гогуль - детский интернет-браузер. Ознакомьтесь с разделами интернет-браузера «Гогуль: Играй, Гуляй, Общайся, Учись».

Задание 1.23. Сайт «ВебЛандия». Проведите путешествие по ресурсам сайта «ВебЛандия». Обсудите в группе, какие из них помогут вам в развитии творчества.


Задание 1.24. Виртуальный русский музей. Ознакомьтесь с виртуальным музеем


Задание 1.25. Третьяковская галерея в Москве. Ознакомьтесь с электронными коллекциями

Задание 1.26. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
в Москве. Ознакомьтесь с электронными коллекциями


Задание 1.27. Эрмитаж. Выберите виртуальное путешествие по Эрмитажу.

Задание 1.28. Политехнический музей. Ознкаомьтесь с айтом и виртуальными выставками Политехнического музея.


Задание 1.29. Перейдите на сайте музея в раздел «Онлайн», где предложен проект «Виртуальный музей детям». На странице этого проекта можно пройти по залам музея с помощью 3D тура, а также проверить свои знания по истории Великой Отечественной Войны в онлайн тренажере «Колесо истории» по 10 тематическим сериям. На сайте музея в разделе Проекты можно перейти в проект аудиогидов, где предлагается прослушать аудио экскурсии, созданные школьниками Москвы для шести диорам музея.
Часть 2. Что нужно уметь? Правила для пользователей сети Интернет

Задание 2.1. Мультфильм «Приключения робота Каспера — Друг Вовка». Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, почему не стоит передавать деньги незнакомцам или переводить на неизвестную карту, даже если тебя внезапно об этом попросил старый друг


Задание 2.1. Видеоурок «Приключения робота Каспера — Приватность аккаунтов». Ознакомьтесь с видеоматериалами. Как настроить конфиденциальность на своей страничке?

Задание 2.2. Видеоурок «Почемучка. Электронная почта». Ознакомьтесь с видеоматериалами. Составьте памятку с основными правилами использования электронной почты.

Задание 2.3. «Приключения робота Каспера — Сообщения со взломанных аккаунтов». Ознакомьтесь с мультфильмом. Почему не всегда можно доверять даже провернным сайтам и людям?





Задание 2.4. Система помощи. Ознакомьтесь с системой помощи по работе с видеозаписями в социальной сети ВКонтакте

Задание 2.5 Видеоурок «Приключения робота Каспера — Покупки в играх».
Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, как в компьютерных видеоиграх может быть встроено вымогательство денег.


Задание 2.7 Фикси-советы — Тролли. Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, кто такие тролли в Интернете и как с ними бороться, как защититься от нежелательных обращений.

Задание 2.8 Видеоурок  «Фиксики — Вирус». Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе пути распространения вирусов в Интернете и методы борьбы с ними.


Задание 2.9 Видеоурок «Приключения робота Каспера — Мошенничество в Интернете».
Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, какие бывают виды сетевого мошенничества.

Задание 2.10. Видеоурок «Приключения робота Каспера — Опасности на надёжных сайтах». Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, какая опасностьможет скрываться на сайтах, какие траты денег могут незаметно, но настойчиво предлагаться.

Задание 2.11 Видеоурок «Фикси-советы: Осторожней в Интернете! — Профили».
Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе следующие вопросы. Что недопустимо при общении в социальной сети с незнакомцами?

Задание 2.12.Видеоурок «Приключения робота Каспера — Овершеринг. Вред репутации». Ознакомьтесь с видеоуроком сайта «Защита детей. Лаборатория Касперского»


Задание 2.13. Видеоурок Видеоурок «Почемучка. Как вести себя в социальных сетях?» Ознакомьтесь с видеоматериалами.  Составьте свою памятку с основными правилами использования социальными сетями.

Задание 2.14 Видеоурок  «Приключения робота Каспера — Пиратские сайты».
Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, что такое пиратские сайты и почему они так называются.

Задание 2.15 Видеоурок «Приключения робота Каспера — Ложная информация».
Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, что такое ложная информация и как её распознать.

Задание 2.16. Видеоурок «Учимся отличать фальшивые новости от настоящих». Ознакомьтесь с обучающим видео «Учимся отличать фальшивые новости от настоящих» из серии «Угрозы в интернете» телеканала «Карусель». По каким признакам можно отличить достоверную информацию от недостоверной?


Задание 2.17. Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете
Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, как общество защищает детей в Интернете.

Задание 2.17. Защита персональных данных. Детская безопасность в Интернете:
Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, как общество защищает детей в Интернете.

Задание 2.18 Видеоурок «Приключения робота Каспера — Опасность встречи в реале». Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, какие угрозы подстерегают вас при общении с незнакомцами.

Задание 2.18. Видеоурок «Приключения робота Каспера — Никогда не разговаривайте с неизвестными». Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе, какие угрозы подстерегают вас при общении с незнакомцами.


Задание 2.19.  «Пространство безопасности. Школа первой помощи». Раздел «Телефоны первой помощи». Ознакомьтесь с сайтом. Составьте памятку по основным сведениям, которые вы должны сообщить при вызове экстренных служб.

Задание 2.20. Видеоурок «Приключения робота Каспера — Пароли».
Ознакомьтесь с видеоматериалами. Обсудите в группе правила подборки паролей.

Задание 2.20. Менеджер паролей. Хранить пароли желательно в записной книжке, которая доступна только вам, или в специальных программах, например в менеджере паролей Яндекс.Браузера

Задание 2.21. Российская государственная детская библиотека. Ознакомьтес с айтом. Изчите раздел «Национальная электронная детская библиотека»


Задание 2.22. Портал Кульура. Это фильмы, лекции, книги. Это история. Подберите книги для аудио сеансов из раздела «Аудиокниги для школьников по произведениям русских классиков».

Задание 2.23. Электронные детские библиотеки. На сайте «Российская государственная детская библиотека» размещён раздел «Национальная электронная детская библиотека». Ознакомьтесь с разделом.

Задание 2.24. Сайт Всероссийского общества слепых.
Ознакомьтесь с сайтом Всероссийского общества слепых.

Задание 2.25. Ознакомьтесь с разделом Web-радио на сайте проекта Nvda. Для поддержки людей с ограниченными возможностями по зрению специально создан социально-информационный проект Nvda.ru.
Контрольные задания ко 2 части

Задание 1.1.
Пройдите тесты на сайте Kids.SafeMedia Лаборатории Касперского


Задание 1.2. Пройдите тесты на сайте Kids.SafeMedia Лаборатории Касперского


Задание 1.3. Пройдите тесты на сайте Kids.SafeMedia Лаборатории Касперского


Задание 2. Верните к жизни архивные снимки вашей семьи с помощью технологий Компьютерного зрения на Mail.ru. Загрузите фотографию и нейросеть восстановит её.
Дополнительные задания

Задание 1. Ознакомьтесь с сериалом «Мама, я буду блогером!», серией руководств по безопасности в онлайн-среде.

Задание 2. Ознакомьтесь со статьей Натальи Ключевской «Стоп, контент: новые обязанности владельцев соцсетей и права пользователей»

Задание 3. Ознакомьтесь с проектом «Облако знаний», образовательной платформой для учащихся школ, лицеев, гимназий, их преподавателей и репетиторов.

Задание 4. Ознакомьтесь с пособием Азбука информационной безопасности

Дополнительное задание 5. Ознакомьтесь с проектами для детей Альянса по защите детей в цифровой среде

Дополнительное задание 6. Как погрузиться в процесс медиатворчества? Ознакомьтесь с материалами портала Призма Московского городского педагогического университета. Обсудите в группе, что такое позитивный контент. Зачем нужна культура медиапотребления?

Дополнительное задание 7. Медиаобразование через медиатворчество. Ознакомьтесь с видео «Кино в большом городе: как съемки фильмов спасают поколение». Почему сегодня так важно медиатворчество?

Дополнительное задание 8. Ознакомьтесь с электронными ресурсами к пособию "Я-блогер. Медиаобразование через медиатворчество 5-9".
Конкурсы

Конкурс Информационная безопасность 21 век. Вместе с педагогом примите участие в номинации «Безопасное поведение в сети Интернет» 5-6 ежегодного конкурса (проводится с октябрь по апрель)


Обучающий конкурс-кейс «Я - блогер. Медиаобразование через медиатворчество» (ежегодный, проводится с октябрь по апрель). Ознакомьтесь сположением и примите участие в конкурсе.

Сетевой центр медиатворчества. Календарь конкурсов различных уровней для детей и пеагогов и их дедлайнов по медианаправлению. Постоянно актуализируется.